Сильная головная боль и рвота у взрослого

Головные боли

Сильная головная боль и рвота у взрослого

Патомеханизм и причины

Головная боль является субъективным симптомом различных заболеваний. Патомеханизм очень разнообразен и зависит от причины, а в случае многих типов головных болей — неизвестен. Может быть первичной (без органических причин) или вторичной (симптом известного заболевания).

Типы первичной головной боли:

1) мигрень;

2) головная боль напряжения;

3) тригеминальные вегетативные (автономные) цефалгии — кластерная головная боль (эпизодическая и хроническая), приступообразная гемикрания (эпизодическая и хроническая), краткосрочная односторонняя головная боль типа невралгии с сопутствующей гиперемией конъюнктивы и слезотечением (SUNCT);

4) другие редкие формы первичной головной боли — колющая головная боль, кашлевая головная боль, головная боль после физической нагрузки, головная боль, связанная с сексуальной активностью, гипническая головная боль, первичная громоподобная головная боль, новая ежедневно персистирующая головная боль, монетовидная головная боль, персистирующая гемикрания.

Причины вторичной головной боли: травма головы или шеи, заболевания внутричерепных сосудов и разветвлений дуги аорты, внесосудистые внутричерепные аномалии, химические вещества или реакции после прекращения их применения, инфекции, нарушения гомеостаза, болезни шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, ротовой полости, других структур лица или черепа, психические нарушения.

Причины внезапной интенсивной головной боли (в случае очень сильной — требует быстрой диагностики, поскольку может быть симптомом субарахноидального кровоизлияния или другого, угрожающего жизни, состояния):

1) сосудистая — субарахноидальное кровоизлияние, расслоение шейных или позвоночных артерий, тромбоз венозных синусов и вен головного мозга, артериальная гипертензия;

2) внесосудистая — менингит, энцефалит, спонтанная внутричерепная гипотензия (головная боль в ортостатическом положении);

3) первичная головная боль, особенно: мигрень, тригеминально-вегетативная головная боль, головная боль, связанная с сексуальной активностью, кашлевая головная боль, головная боль после физической нагрузки.

Диагностика

1.

Анамнез и объективное обследование: прежде всего, следует исключить вторичную (симптоматическую) головную боль, которая может указывать на состояние, угрожающее жизни; следует обратить особое внимание на тревожные симптомы, указывающие на серьезную причину и требующие немедленного выполнения соответствующих диагностических исследований →табл. 1.9-1. После исключения самых частых и самых важных причин симптоматической головной боли следует вновь оценить состояние больного, обращая внимание на нетипичный характер головной боли или сопутствующие нарушения.

Таблица 1.9-1. Тревожные симптомы при головной боли

Самые частые причиныРекомендуемые вспомогательные исследования
головная боль с внезапным началом (с менингеальными симптомами или без них)субарахноидальное кровоизлияние, кровотечение из опухоли или артериовенозной мальформации, опухоль головного мозга (особенно в задней области черепа)нейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб
постоянно усиливающаяся головная больопухоль головного мозга, субдуральная гематома, злоупотребление ЛСнейровизуализацияа
головная боль, сопровождающая системные симптомы (лихорадка, ригидность затылочных мышц, сыпь)менингит, энцефалит, нейроборрелиоз, системная инфекция, заболевание соединительной ткани, включая системный васкулитнейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб, соответствующие лабораторные исследования крови
очаговые неврологические признаки или другие симптомы, кроме типичной визуальной или сенсорной аурыопухоль головного мозга, артериовенозная мальформация, заболевание соединительной ткани, включая системный васкулитнейровизуализацияа исследования, направленные на выявление заболеваний соединительной ткани с сосудистым компонентом
отек дисков зрительных нервовопухоль головного мозга, идиопатическая внутричерепная гипертензия (псевдотуморозная), энцефалит, менингитнейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб
головная боль вызвана кашлем, усилием или пробой Вальсальвысубарахноидальное кровоизлияние, опухоль головного мозганейровизуализацияа, рассмотреть вопрос исследования спинномозговой жидкостиб
головная боль во время беременности или после родовтромбоз вен головного мозга или синусов твердой мозговой оболочки, расслоение сонной артерии, кровоизлияние в гипофизнейровизуализацияа
новый (ранее не встречавшийся) тип головной боли у пациента с ракомметастазированиенейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб
болезнь Лаймаменингит и энцефалитнейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб
СПИДоппортунистические инфекции, опухоль мозганейровизуализацияа, исследование спинномозговой жидкостиб
а КТ или МРТ; б после исключения повышения внутричерепного давления

2. Дополнительные обследования: нейровизуализация (КТ, МРТ, в частности ангио-КТ, ангио-МРТ), люмбальная пункция, ультразвуковое допплеровское исследование шейных и позвоночных сосудов, анализ крови при подозрении на вторичный характер головной боли и поиске ее причины. Выполнение нейровизуализирующего исследования показано в следующих ситуациях:

1) внезапная однократная головная боль, особенно такая, которую пациент описывает как «впервые в жизни такая сильная головная боль»;

2) хроническая головная боль;

3) головная боль, сохраняющаяся после травмы головы;

4) всегда односторонняя головная боль;

5) новая ежедневно персистирующая головная боль;

6) очень сильная головная боль, которая не проходит при лечении;

7) нарастающая интенсивность или частота приступов головной боли;

8) головная боль с аурой, отличающейся от зрительной;

9) головная боль с затяжной аурой или очаговой неврологической симптоматикой;

10) головная боль, появившаяся после 50 лет;

11) головная боль у пациента с другим серьезным заболеванием (новообразования, СПИД);

12) головная боль у пациента с такими симптомами, как лихорадка, ригидность мышц затылка, тошнота, рвота;

13) головная боль и наличие одного или нескольких эпилептических припадков в анамнезе;

14) головная боль у пациента, у которого подтвержден отек диска зрительного нерва при обследовании глазного дна, когнитивные нарушения или характерологические изменения;

15) головная боль у пациента с гиперкоагуляцией, тромбозом в анамнезе или семейном анамнезе, или у беременной.

Проведение нейровизуализирующих исследований, обычно, не требуется, если жалобы и анамнез соответствуют одному из типичных и частых проявлений головной боли (мигрень, головная боль напряжения), а при объективном обследовании (в т. ч. неврологическом) не выявлено отклонений от нормы.

Диагностические критерии

1.

Мигрень (без ауры):

1) ≥5 приступов, отвечающих критериям 2–4;

2) приступы головной боли, длящиеся 4–72 ч (нелеченные или неэффективно леченные);

3) головная боль, имеющая ≥2 следующих особенностей:

а) односторонняя локализация;

б) пульсирующего характера;

в) умеренной или сильной интенсивности;

г) усиливается при обычной физической активности (напр., при подъеме или спуске по лестнице) или вынуждает к ее избеганию;

4) приступ сопровождается ≥1 из таких симптомов:

а) тошнота и рвота;

б) повышенная чувствительность на свет или звук;

5) головная боль не соответствует другим нарушениям. Если перед приступом боли появляются обратимые симптомы, такие как нарушения зрения, снижение мышечной силы, нарушения слуха или речи (продолжающиеся 5–60 мин), из которых ≥1 односторонние то это — мигрень с аурой.

Особенно невыносимой формой мигрени является хроническая мигрень, которую диагностируют на основании следующих критериев: головная боль в течение ≥15 дней в мес., из которых на протяжении ≥8 дней в мес. имеющиеся вышеуказанные критерии мигрени, при условии, что данная ситуация длится ≥3 мес., и развившейся вследствие эволюции ранее существовавшей эпизодической мигрени.

2. Тригеминально-вегетативная головная боль, в частности, кластерная головная боль:

1) ≥5 приступов, отвечающих критериям 2–4;

2) односторонняя сильная или очень сильная головная боль, локализованная в области орбиты, супраорбитальной или височной областях, длительностью (без лечения) 15–180 мин;

3) ≥1 из следующих симптомов:

а) ≥1 из следующих симптомов на стороне боли — покраснение конъюнктивы и/или слезотечение, отек слизистой носа или водянистые выделения из носа, отек век, покраснение области лба и лица, сужение зрачка и/или глазной щели;

б) беспокойство и возбуждение;

4) приступы головной боли появляются с частотой от 1 в 2 дня до 8 в день;

5) головная боль, которая не связана с другими нарушениями. Диагностика отдельных типов тригеминально-вегетативной головной боли базируется, прежде всего, на критериях частоты и времени продолжения отдельных приступов.

Эпизоды головной боли при приступообразной гемикрании встречаются чаще (≥20 в сут), но продолжаются, как правило, короче (2–30 мин).

Приступы SUNCT возникают еще чаще (до 100 в сут) и продолжаются, как правило, 72 ч; если боль временно уменьшается или проходит, такой перерыв длится не более 4 ч): можно применить метоклопрамид 10 мг в/в в течение 1–2 мин или тиетилперазин 6,5–13 мг в/в, дексаметазон 10 мг в/в, суматриптан 6 мг п/к (если в течение последних 24 ч пациент не принимал алкалоидов спорыньи или высоких доз триптанов). Необходима госпитализация, особенно в случае обезвоживания, зависимости от анальгетиков или эрготамина, или сосуществования неврологического, системного или психического заболевания.

4. Профилактическое лечение: должно продолжаться ≥3 мес., оптимально ≈6 мес.

1) ЛС первого выбора: метопролол 50–200 мг/сут, пропранолол 40–240 мг/сут, флунаризин 5–10 мг/сут, вальпроевая кислота 500–1800 мг/сут, топирамат 25–100 мг/сут;

2) ЛС второго выбора (ЛС, эффективность которых доказана, однако, менее эффективны, или вызывают больше нежелательных явлений, чем ЛС первого выбора): амитриптилин, венлафаксин, напроксен, бисопролол;

3) новые препараты: эренумаб 70 или 140 мг п/к 1 раз в месяц, отличается очень хорошей переносимостью и удобством использования;

4) нефармакологические методы: чрескожная стимуляция супраорбитальных нервов (устройство Cefaly), стимуляция затылочных нервов, неинвазивная вагусная стимуляция, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);

5) профилактика менструальной мигрени: напроксен в виде натриевой соли 550 мг 2 раза в день п/о за неделю до менструации и в течение менструации, или наратриптан 1 мг два раза в день в течение 5 дней, начиная за 2 дня до ожидаемой менструации, или фроватриптан 2,5 мг 2 раза в день в течение 6 дней во время менструального цикла, или заместительная терапия эстрогенами (не менее чем 100 мкг в течение 6 дней во время менструации).

5. Лечение хронической мигрени: топирамат 100–200 мг/сут, вальпроевая кислота 500–1800 мг/сут, ботулотоксин типа А 155–195 ЕД (полная доза на 1 серию) согласно соответствующей схеме ввести в мышцы головы.

Экстренное лечение кластерной головной боли

Лечить отдельные приступы трудно, поскольку длительность кластерной боли относительно короткая и почти все классические анальгетические препараты не приносят желаемого эффекта, пока приступ не пройдет сам. Исключением является введение 6 или 12 мг суматриптана п/к. ЛС можно ввести повторно через 24 ч.

Имеются данные об эффективности суматриптана в виде интраназального аэрозоля (20 мг) и золмитриптана в виде интраназального аэрозоля (5 мг) или п/о (10 мг). Можно использовать эрготамин (особенно в виде интраназального аэрозоля).

Эффективным методом лечения отдельного приступа является подача кислорода в виде ингаляции (100 %, скорость 7 л/мин, в течение 10 мин); в 60–70 % случаев заметный эффект наступает уже через ≈5 мин.

Лечение приступообразной гемикрании

Препаратом выбора в случаях приступообразной гемикрании является индометацин, вначале в дозе 50–100 мг 2 × в день (хороший ответ на индометацин дополнительно подтверждает диагноз этой болезни).

Лечение головной боли, вызванной чрезмерным употреблением ЛС

Препараты, которые применяют по необходимости, абсолютно противопоказаны, поскольку именно они (в случае чрезмерного употребления) являются причиной головной боли. Пациенту следует объяснить механизм, который привел к появлению головной боли этого типа, и убедить в необходимости прекращения чрезмерного приема употребляемых препаратов.

Немедленное прекращение лечения рекомендуется в случае чрезмерного употребления анальгетиков, эрготамина или триптанов, постепенное — в случае опиоидов, бензодиазепинов и барбитуратов.

Госпитализация во время отмены препарата оправдана у пациентов, чрезмерно употребляющие опиоиды, бензодиазепины или барбитураты, у больных с тяжелым, ранее существовавшим психическим или физическим заболеванием и у пациентов после ранее неудачных попыток отменить препарат в амбулаторных условиях.

У некоторых пациентов отмена препарата может быть облегчена после использования профилактического ЛС, напр., такого как топирамат 100 мг/сут (макс. 200 мг/сут), кортикостероиды (преднизон или преднизолон, ≥60 мг/сут) или амитриптилин (макс. 50 мг/сут).

Применение препарата, облегчающего отмену, следует начинать не позднее дня отмены чрезмерно употребляемого препарата. После успешной отмены чрезмерно употребляемого ЛС, пациенту следует проходить периодические контрольные осмотры и продолжить образовательную деятельность с целью предотвращения рецидивов симптомов.

Источник: https://empendium.com/ru/chapter/B33.I.1.4.

Тошнота и рвота

Сильная головная боль и рвота у взрослого

Тошнота – это тягостное ощущение в желудке и глотке, которое может сопровождаться слабостью, повышенным слюнотечением, потоотделением и часто предшествует рвоте.

Рвота – это резкое непроизвольное опорожнение желудка.

Тошнота и рвота являются симптомами многих заболеваний и состояний, от беременности до таких серьезных патологий, как опухоли головного мозга, эпилепсия и инфаркт миокарда.

В большинстве случаев тошнота и рвота не представляют опасности для организма.

Однако продолжительная рвота, чаще в сочетании с поносом, может привести к серьезному обезвоживанию и, как следствие, к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, головного мозга, почек и других органов.

Это особенно актуально для маленьких детей, которые сами не могут контролировать проявления обезвоживания. У беременных женщин может возникать так называемая чрезмерная рвота беременных, нарушающая баланс электролитов в крови и угрожающая жизни матери и плода.

Существуют лекарственные препараты, способные уменьшить тошноту. Однако в любом случае необходимо выяснить ее причину.

Синонимы английские

Nausea, emesis, vomiting, vomitus, distaste, sickness, retching, bdelygmia.

Симптомы

Продолжительность тошноты и рвоты, время их появления, влияние на них приема пищи зависят от их основной причины. Например, тошнота и/или рвота практически сразу после еды может свидетельствовать о гастрите (воспалении слизистой оболочки желудка), в течение 1-8 часов после еды – об отравлении.

При продолжительной рвоте могут возникать признаки обезвоживания:

  • сухость во рту;
  • жажда;
  • запавшие глаза;
  • редкое мочеиспускание, уменьшение количества мочи, моча темного цвета;
  • у детей может западать родничок – мягкий участок в месте соединения черепных костей ребенка, который в норме закрывается к 12-18 месяцам жизни.

Существует также ряд симптомов, которые являются признакам опасных, жизнеугрожающих состояний и требуют немедленного обращения к врачу:

  • примесь крови в рвотных массах;
  • сильная головная боль, дезориентация, нарушение сознания;
  • боль в животе;
  • признаки обезвоживания;
  • одышка;
  • рвота, которая продолжается дольше суток (для детей – если продолжается несколько часов, особенно в сочетании с поносом и лихорадкой).

Чаще всего рвота и тошнота проходят в течение 6-24 часов. При повторении этих симптомов в течение недели и при подозрении на возможную беременность также необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Общая информация о заболевании

Тошнота возникает при снижении или отсутствии перистальтики желудка с одновременным напряжением начального отдела кишечника – двенадцатиперстной кишки, что сопровождается забросом части содержимого двенадцатиперстной кишки в желудок.

При рвоте происходит сильное сокращение диафрагмы и мышц передней брюшной стенки, задержка дыхания и резкий выброс содержимого желудка в пищевод и далее в ротовую полость.

Это может сопровождаться повышенным слюнотечением, потоотделением, слабостью, головокружением.

За возникновение тошноты и рвоты отвечают специфические центры в головном мозге, которые получают информацию от органов желудочно-кишечного тракта, вестибулярного аппарата, других отделов головного мозга, почек, а также реагируют на химический состав крови, в том числе на токсины, лекарственные препараты, продукты обмена веществ. Эти центры запускают и контролируют активность мышц, участвующих в возникновении тошноты и рвоты.

Причины тошноты и рвоты могут быть следующие.

  • Раздражение слизистой оболочки желудка. В этом случае тошнота и рвота являются защитными реакциями организма, направленными на устранение повреждающего агента.
  • Кишечные инфекции – ротавирус, сальмонеллез, ботулизм, дизентерия и др., – помимо тошноты и рвоты, сопровождаются болью в животе, жаром. Чаще всего встречается ротавирусная инфекция. Она особенно распространена среди детей, посещающих детские сады и ясли, и протекает с тошнотой, рвотой, поносом, которые обычно продолжаются 1-2 дня. После заболевания формируется иммунитет.
  • Пищевое отравление. В этом случае рвота возникает в течение нескольких часов после еды.
  • Язва желудка – повреждение участка слизистой оболочки желудка под действием желудочного сока. Может сопровождаться отрыжкой, изжогой, болью в животе.
  • Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь – хроническое заболевание, при котором происходит регулярный заброс содержимого желудка в пищевод с повреждением слизистой оболочки пищевода кислым желудочным соком.
  • Раздражение желудка другими веществами: алкоголем, никотином, аспирином.
  • Воздействия на центральную нервную систему и вестибулярный аппарат. В этом случае тошнота и рвота обусловлены раздражением определенных центров головного мозга.
  • Увеличение внутричерепного давления при травмах головного мозга, опухолях, инфекциях (менингит, энцефалит) может сопровождаться тошнотой и рвотой.
  • Стимуляция вестибулярного аппарата. Включает в себя лабиринтит (воспаление внутреннего уха), укачивание в транспорте и другие заболевания и состояния, при которых происходит избыточное раздражение органа равновесия.
  • Головная боль, в частности при мигрени. Мигрень – это неврологическое заболевание, сопровождающееся сильной головной болью, чаще с одной стороны, которая может усиливаться от яркого света или громких звуков и сочетаться с тошнотой и рвотой.
  • Солнечный удар. Состояние, которое возникает при длительном воздействии солнечных лучей на голову. Часто встречается у детей. Может сопровождаться вялостью, слабостью, тошнотой, рвотой, бледностью, дезориентацией, потерей сознания.
  • Заболевания других органов – сахарный диабет, мочекаменная болезнь, гепатит, панкреатит, некоторые злокачественные новообразования, психические заболевания (депрессия, анорексия, булимия) и другие болезни.
  • Лекарственные препараты, используемые для терапии онкологических заболеваний, лучевая терапия.
  • Беременность (первый триместр).
  • У детей до года рвота может быть признаком пилорического стеноза, инвагинации кишечника, а также часто сопровождает вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Пилорический стеноз – это сужение или полная непроходимость отверстия между желудком и двенадцатиперстной кишкой. Инвагинация кишечника – это состояние, при котором отрезок кишки внедряется в просвет расположенного рядом участка кишки, что приводит к развитию непроходимости кишечника.

У взрослых наиболее распространенными причинами рвоты и тошноты являются кишечные инфекции, пищевые отравления, укачивание в транспорте, у детей – кишечные инфекции, пищевые отравления, переедание, а также сильый кашель и любые заболевания с сильной лихорадкой.

Кто в группе риска?

  •   Дошкольники.
  •   Беременные.
  •   Проходящие курс противоопухолевой терапии.
  •   Люди с хроническими заболеваниями пищеварительной системы.
  •   Люди с психическими заболеваниями.

Диагностика

При определении причины тошноты и рвоты имеет значение их продолжительность, время их возникновения, наличие признаков других заболеваний и состояний. Важны также лабораторные и инструментальные исследования.

Лабораторная диагностика

  •   Общий анализ крови. Повышение уровня лейкоцитов может указывать на наличие инфекции как возможной причины тошноты и рвоты. Увеличение количестваэритроцитовговорит о сгущении крови из-за обезвоживания.
  •   СОЭ. Скорость оседания эритроцитов. В норме эритроциты отталкиваются друг от друга. При воспалении меняется белковый состав крови, электролиты легче слипаются между собой, скорость их оседания увеличивается. Таким образом, увеличение СОЭ может указывать на инфекцию или хроническое воспаление как на возможную причину тошноты и рвоты.
  •   Электролиты крови
  •   Калий и натрий в сыворотке крови. Участвуют в передаче нервного импульса, сокращении мышц, поддержании кислотно-щелочного баланса крови. Снижение уровня калия и натрия в сыворотке может говорить о сгущении крови и обезвоживании. Уровень натрия может повышаться при заболеваниях почек, нарушении работы надпочечников.
  •   Кальций в сыворотке. Кальций участвует в образовании костной ткани, проведении нервного импульса, работе некоторых ферментов. Изменение его уровня бывает признаком заболеваний почек, щитовидной железы, паращитовидных желез, некоторых новообразований.
  •   Глюкоза в сыворотке. Глюкоза – основной источник энергии в организме. Увеличение ее концентрации характерно длясахарного диабета. Значительное повышение ее уровня может говорить о диабетическом кетоацидозе – тяжелом, угрожающем жизни состоянии, которое формируется при недостатке инсулина. Без инсулина клетки организма не могут использовать глюкозу для получения энергии. В результате организм начинает использовать жиры, при расщеплении которых образуются токсичные вещества – кетоны. Таким образом, уровень глюкозы и кетонов в крови растет. Диабетический кетоацидоз может привести к коме или даже смерти при отсутствии своевременного лечения.
  •   Амилаза общая в сыворотке. Это фермент, который вырабатывается в поджелудочной и слюнной железе. Необходима для переваривания углеводов. Повышение уровня амилазы может свидетельствовать о патологическом процессе в поджелудочной железе.
  •   Липаза. Фермент, который вырабатывается в поджелудочной железе и участвует в переваривании жиров. Повышенная концентрация липазы – наиболее специфичный признак повреждения поджелудочной железы.
  •   β-субъединица хорионического гонадотропина человека (бета-ХГЧ) – гормон, который вырабатывается оболочкой зародыша и участвует в поддержании беременности. Анализ крови на бета-ХГЧ используется для диагностики беременности. На определении его количества в моче основаны и домашние тесты на беременность, однако определение его уровня в крови более достоверно и может выявить беременность уже на 6-8-й день после оплодотворения.
  •   Общий анализ мочи с микроскопией осадка. Темная, концентрированная моча бывает признаком обезвоживания.
  •   Посев кала на флору. Используется при подозрении на кишечную инфекцию.

Другие исследования

  •   Ультразвуковое исследование (УЗИ), рентген органов брюшной полости. Их используют, чтобы оценить состояние внутренних органов и выявить причину тошноты и рвоты.
  •   Рентген, компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) черепа. Используется для диагностики травм, заболеваний головного мозга.
  •   Эндоскопическое исследование органов желудочно-кишечного тракта. Это осмотр органов пищеварения с помощью эндоскопа – специального прибора в виде трубки, оснащенного оптической системой. В процессе эндоскопии можно взятиь образец ткани стенки пищеварительного тракта для последующего микроскопического исследования.
  •   Люмбальная пункция при подозрении на заболевания центральной нервной системы. Это взятие образца жидкости, омывающей спинной мозг. Проводится после обезболивания. Для исследования используют иглу, которую вводят между вторым и третьим или третьим и четвертым поясничными позвонками. Пациент в это время сидит или лежит на боку, спина максимально согнута.
  •   метрия и электронистагмография. Применяется для диагностики заболеваний вестибулярного аппарата. метрия – это исследование, которое проводит врач-сурдолог для определения остроты слуха. Для этого используется специальный прибор аудиометр. Электронистагмография – это метод регистрации непроизвольных движений глазных яблок при движениях головы, изменении температуры, что дает информацию о состоянии вестибулярного аппарата.
  •   Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование электрической активности мозга с помощью датчиков, которые размещаются на голове. Проводится при подозрении на неврологическую или психическую патологию. Это Таким образом оценивают состояние мозга, его реакцию на раздражители.

Лечение

Лечение зависит от основной причины тошноты и рвоты. Существуют также способы, которые помогают уменьшить эти симптомы и предотвратить обезвоживание:

  •   пить медленно, небольшими глотками;
  •   есть небольшими порциями, не смешивать холодную и горячую пищу, исключить жирное, острое, сладкое, жареное;
  •   не есть во время приступа тошноты;
  •   не чистить зубы сразу после еды;
  •   избегать физической активности сразу после еды.

Кроме того, есть противорвотные препараты, однако употреблять их необходимо только по назначению врача после установления причины неприятных симптомов.

Профилактика

  •   Употребление в пищу только свежих, правильно обработанных продуктов.
  •   Правильный режим питания, особенно при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Рекомендуемые анализы

Источник: https://helix.ru/kb/item/970

���������� ��� ���������, ���������� ��������

Сильная головная боль и рвота у взрослого

��� ����� �������?

“����� � ���� ������� �������, �� � ���������� ������� � ��������� ������� �� ����� ������������ ����� �� ����� ��� ���� ������. ���������, ������� ��� ��������� � � �������� ���� ��������� ������, ��� ������ ���� � �������.

���� ���������� ��� ������� � �������, ���������� �������, ������ ���� ����� �������; �������, ���� �������� �������. �� ��������� ���� ��� ������ �������, � �������� ���� ������������, ��, ��� �� ����������� �����, ��� ��������”.

������� – ��� ��������������� �����������. ��� ����������� ����������, ������� ����� ��������� � ��������� �������� – �� 1-2 ��� � ���,  �� ���������� ��� � �����.

�������� ����������� ����������� ����� �������� �������� ����, ������� ����� ���� ����� �������. � ������ ������ ����������� ��������� ������� � �����, � ����� ��������������� ����� � ������.

���� �� ����� �������� ���� ��� ������, ���������� ���� ��� ���� � �������� ���� �������� ��������� ����������, �� ������ ����� ��� �������.

������ ��������� �������?

������� ������� ������� � �������� �����. ���� ��� ������� ������� � ����������� � ����������, ������� �������� �� ���������� ���� � ������ ��������. ���������� �������������� ������������������� � �������� �������: �� ���� �� ������ ������������ �� �� ���-�� �� ���������.

� ���� ������ �������?

�������� �������� ������ ������� ��������, ��� ��� ����������� ����������� ���������� �����. � ������ ������� ��������� � ��� ���� ����, ��� � ������.

������ ����������� ���������� � ������� ��� ������������ ��������. � ������� �������, ��� �������, ���������� � ������ �������� ����������.

��� ��� ������� �������������� ������������������� � �������� �������, �� ��� ����������� ���������� �� ��������� � ���������.

����� ������ ���� �������?

����� ������ ��� ������� – ������� ��� ���� (�� ���� ���� ������ ����).

���� ��� ������� ����������� � ���� ��������� ��������� � ��������; ������������� ������� � ����� ����������� ���� � ������� ��������, � ��������� ����� ���� �������� ��� ������� � �����, ��� � ������� ��� ����.

������� ���� (���� � ��� �������� ��������) ����������� �������� ������ ���� ��� �������� ����. ���������� � ������ ���� �������, �� ��� ������������� �����.

��� ����������� �������?

��� �������� ������� ��������� �� ����� ��������, ������� ����� ������ ������ ��������, ���� �� ��� �� ��� ����� ���� ��������� ������������. ����� ���������� ����������� ����� � �������� ��������� ���� ������.

���� ������������� ������� (�����ó�) ��������� ������ ���� ������ ��������� �������� � �� ����� ��� � �������� ���������.

���� � ��� ���� �������, �� �� ������ ������� �����������������, ������������� ��� ��������� �� ��������� ����� ��� ���� �� ���� ���� �� �������� �������� ����. ��������� �������� ����� �������� ��������� ��������� ����������.

� ��������� ����� ����� ���������� �������, ��������� «������ �����», ��� � ��� ���������� �������.

����, ���� ��� ����, �������� ��������� �����. ���� ����� ��������� � �������� �����-���� �������� ����, � ��� ����� ����������� �� � ������ ��������. ���� – ��� ��������� ������������� �������� (����������� � ���������� ��� ��������), ������������� � ����� � ���������� � ���������� �������� �������.

��� ������ 10-30 �����, �� ����� ���� � ����� ���������������. ���� ����� ������ ���������� ����. �� ������ «������» ������ �����, ������� ����� ��� ������������ ��������������� �����, ������������������ �� ������ ���� ������ �� ���������.

���� ��������� �������������� �������� – �������� ����������� ��� ��������, ������� ��������� � �������� ������� � ����� �������, ���������������� ����� � �����, ������ ��������� �� ���� ��� ���� �� ��� �� �������. �������������� �������� ����������� ������ �������������� ����������� �����������.

����� �����, �� ����� ���� ������ ����������� ���� ��� ��������� � ������� ����.

���� �������� ���� – ����� ������� ��� ����������� �����, ������ �� ���������� ����� �� 2-3 �����. ����������� �������� ���� ������ ������ ����� �������, ���� ��������� � ����� �������� ������, �� ����� ����������� � ��� ������. ���� ����� ���� ��������� � ������ ��� �������� �������, ���� ����� �������������� � ����� ����� ������.

������ ��� ������������ ��� ����������� ����, ������� ����������� ��� �������� � ���������� ���������. ������� ��������� ������� � ���� �����, ������� ����������� ��������� �������� ����. �� ����� �������� ����� ���� ��������� ���� � �����, ����������� ��������� ������������ �������� � ����������� � ����� � ����������� ���������.

 

�� ����� �������� ���� ������� ���� ����������. � ���� ������ �� ����� ������ ����������� ���������, ����������������� ��� �������������, ��� ������ ��������������� ��������. ��� �������� ����� ����������� � ������� ����� �� ����, ��� �� ������������ ���� ��������� ��������.

��� ����� «����� �������� ������������ ��������»?

������� ������� �� �����������, �� ����� �������� � ����� ������. ��� �� �����, ��������� ���� ����� ������� � ������������� ���������. ��� ���� ��� ����� �������� �������, ��� ������ ����������� �������� ��������, ��� ���� �����, ��� ��� ����������� ������.

������������ ���� ������ ������������� ������� (��������) �������. ������� ����� �������������� ������� ������� (���� �� ��������, ��� ��� ����������). �������� ������ ��� ����������, ���� ����� ������� ������. ���� ��� ����� �������, �� ��� ����, ����� �������� ������� ���������� �������� ���� ��� ���� ��������� ������������.

�������� ���������� �������� �� ����������������� ��������, ������� ������� ����� �������� ��������, ����� ��� �������� ��������� �������. ������������������ ��������� �������� ����������� ���������, ����������� � ������, � ������ ��� ����� ���� ������ �����������, ������������ � ���������.

��� ����� �������� �������?

������ ������� � �������� ����� �� �����, ��� ����� ������� �������. ��� �������, ��� ������ ��� ����������, ��������� � ������� �������� ������ ��������; ���� � ������ � ���� �� �������� ������ �������� ����� ���������� ���������� ����������. ������ �������� �� ����� ���������������� ���� ��������, ��������� ��� ������ ������������.

�����: ��������� �������� (� ��������), �� ���� � ����� ���������; ������� ���� ������� ����� ������� ������� ������ ����, ������������ �������, ������ ������� � ������������� ����������� ����.

���: ��������� ������ ���, ��� �����������, ��� � ���������� ���

������ ��������� �������: ����������� ���������� ��������, ���������� ��������, �������� �� ������ ������� ������.

��������������: ����� ��� ��������� ����, ������ ������, �������� ������

���������������: ������������� ���������� ���, ��� �� �������, ������������ ����� �������.

������������ ������� � ������: �����������, ������������ ������������� � ������������ �������������� �������.

���� �� ������ ��������� – ��� ����� ��� ������������� ����� ����. �������� ��� �������� ������� ��������� – ����, ���������� ��������, �� ������ ���������� �������! � ������ �������� ������������� ��������� �������� ��������� ��������, ��������� � ������������� ������.

��� � ����������� ������ ��������� ������������ ����� ����� ������, ��� ������������ ������������� � ���, ��� ���� � �������� � ����� ����� ��������� �� �����-���� ���������.

����� ������� ����� ������������?

������������� ��������, ������� ���������� ��� ������ ���������� �������� �������, �������� ���������� ��� ����������� �������. ��������� ����������� ��������� ����� ���� ������ ������������, ���� ����������� ��������� � � ��������� �����������.

� ����� ��������� ��������� �������������� �����������, ����������� �� ������� �������� �������, ��������� ��� �����������; ����� ��� ����������� �������� ����������.

����������� ����� ���� ����������, ��������, � ���� ������� �������� ��������� ������� � �����.

���� ��� ����� ��������� ������� ��� �����, ����� ������������ �������������� ��������. ��������� �� ��� ���������� ��������� �������� ������������, ��� ��� ����������� �� ���������� � ���������-�������� ������. ���� �� ����������� ������� ������� ��� �����, �� ����� ������������ ��� ��������� � ����� ���������� ������.

��� ������� ��������� ��������� ����� ������������ ���, ����� �������������� ���������� ����� ���������. ���� �� ���� �� ���������� ����� ������ ��� �� ��������, ��� �� ��� ��������� ���� ���������, ����������� �������������, �� ��� ������� ���������� � �����.

���� ����� ��������� ��� ���� �� ������������� ��������������� ����������. � ���� ���������� ���������� ����������, ���� ����������� � �������������� �������� �� ������� ��������� � ��� �������� � ������ �� ���������� ��� ������������ ����������. �� �������� �������� ������������������ �������� ���������� �� �������  ��������������.

���  ������������ �� �� ����, � �� �������������� ��������, ������������ � �������� ����� �� ����� ����������� �����. � ����� ��������� ������� ���������, ������ �������������� � ����� ������� � ������������� � ������� � ������, � ������ ����� ����� ����������, ������� �������� ��������.

���� ������ �������� ��� ��� ���������, �� ��� ������������� �� ������ �������� �� � ������������� � ��������������� ����������.

���������� ��������� �������, ����������� �������� ������������� ���������������� ������� �������� �������.

1. ��������� �������� � ����� ������ ��������…

������ ������ ��� ���� ���� �� ���� ���� ���������, ���������������� ������. ���������� ��������, ��� ������ ������������ ����������� ��������. ��� ������ �� ������� ���������, ��� ��� ����� �����������.

�� ����� �������� ������� ������ ���������-��������� ������ �����������, ������� ���������, ����������� � ���� ��������, ����������� � ����� ���������, ��� ������.

���� ��������� ���������, ������� ���-������ ��� ������� ���-������ �������.

2. … �� �� ����� �����

������ ������ ��������������� ���������� �� ���������� ���������. � ���������, �� ����������� �������� ��� ������ �������� ���� ������� �����, ��� ��� ��� ����� �������� � �������� �������� ���� �� ������ ��������������.

��� ��� ���������� �������� ����, ��������� � ���������� ����������� ������������� ������� (��������� �������� ����), � �� ��������� ��������� ��������, ������� �� ������ ���������� � ������ �������������.

����� � ��� �� ��������� ����� �������� ����, �� � ���� ������ �� ����������� �������� ��� ����������� ������� �� ���������� ������, �� ���� ����� ��� 2-3 ���� � ������.

��� ������, ���� ��� ������� �� ��������?

���� �������� ������� ����� ������ ��� �������, � ����� ��������� ������� ���������� ��� �����������, �� ���������� ���������������� �������.

� ������� �� ������� ��� ����������� �������� ��� ���������������� ������� ���������� ��������� ��������� ������ ����, ��������� ��� ������� ���������� �� �������������� �������� ��������� �������.

������� �������, ���������������� ������� ��������� �������� ����� ������������� ������������ ��������.

��� ������ ���������� ��� ������������� �������� ��� ���������������� ������� � ����������� � ��������� �������� ��������.

����������� �� ��� ������������� ���� ����������� ��� ������� ������ �����������, ������� �� ������� ����������, ���� ��� �������� �������� �� ������ ����������������, ��������������������� ������� ��� ������������� ��� �������� ������������� ��������.

  ��� ��������� ������� �� � ����� � ����� �����������, ������ ��� ��������� ����� �������� � ������������������  ���������.

��� ���������� ��� ������ ��� ����� ����������, ��������� �������� ����������� �� �� ����������. ������������ ��������, ��� �������� ������ ������� ������������� ������������� ����������������� ������� – ������������ ������ �������.

��� ��� �� ������ �������, ����� ������ ����?

���������� ������� ������� � ����������� ���� � ����� ����������� ������� ���� ������������. ������������� �������� ����������������� �������� � ���������, ������� ����� ����� ����� ��� ��������� �����������. ������������ ��������� ���� �� ��������� �� ���, ���� ���� ������ �������� ������ ������� ��� �� ����� ������ ��������.

������� �������� �������� ����

������� �������� ������� ������� ������ ���������� � ����� �������� ����: ��� ����� ����� ������, ����� ��������� � ��� ����� ������ �������� ����, ����� �������� �� ������������. ��� ���������� �������� ����� ������ ��� ���������� ����������� ��������, ��������� �������� ������������� �������� ���� � ������ ������������� �������.

��� ������, ���� �� ������������, ��� ������������?

��� ���������� �������������������� � ������, ��������� ��������� �� ������������������ ������� �� ����� ������������ ���������������.

����� �� ��� �������������� ������������?

� ����������� ������� ����������� ������� �� �������� �����������. �� ���������� ������� ������������, �������������� ������� �������.

����������� ������������ �� ����� �������� ������������� �������� ���� � ������������� ���������, ��� ���� ������������ �������� ���������� �����-���� ���������� ��� ����������� �������. ������������, ��� ����� ��������� ������� ����� ���� �������� ����.

����� ����� �������� ����� � ���, ��� ����� � � ����� ����������� �� ���������� �������������� ��� ������ ������������� ��������� � ����� � �������� �����.

������������ ��������� �����, ��� �������, �������� ���������������.

���� ��� ������ �� ������ � ������������ ��������, �� ����� ��������� ��� �������������� ������ ������������, ��� ���������� ������ ������ �������� ����. ��� �������, � ���� ��� ������ �������������.

���� ��� ������ �� �������� �������������� ������������, ��� ��������, ��� �� ������ � �������� � ���������� ������������ ������� ������� �� �������� ���������� �������.

����� �� �������� �������?

�� ���������� ������� ������� ��������� �� �������. ��� �� �����, � ����������� ����� � �������� � ��������� �������� ���������� ����.

������ � ������������, ������������ � ���� ��������, ������� ��� �������� ����������� �������� ��� ��������.

��� ���� ���� ������ ������ � �������� �������� ����,

�������� �����:

www.w-h-a.org, www.headache-society.ru, www.migreni.net

 

Источник: http://headache-society.ru/migren-informatsiya-dlya-patsientov-/informatsiya-dlya-patsientov-stradayuschih-migrenyu.html

Врач Крылов
Добавить комментарий